Концептуальная структура благонадежности

Качество оценки любой компетенции, будь то психометрический тест или интервью, зависит от того, насколько хорошо себе представляет эту компетенцию тот, кто проводит оценку. Все психологические составляющие компетенции, все многообразие форм и моделей поведения, связанных с ней, образовывает ее концептуальную структуру, которая решающим образом определяет планирование оценки и конструирование оценочного инструмента. Плохо составленная концептуальная структура обязательно приведет к плохо сконструированному инструменту оценки, к ошибочным классификациям и, следовательно, к ошибочным выводам. Методологически, концептуальную структуру феномена, предпочтительней описывать, анализируя качественные, а не количественные данные. Например, материалы интервью, наблюдений, контент-анализ и т. д.

Barnard, Schurnikи De Beer, в своем исследовании провели глубинное интервью с людьми, которые соответствовали двум критериям: (1) успешная карьера (достижение высокопоставленной должности) в крупных преуспевающих организациях; (2) репутация высокоблагонадежного и порядочного человека в работе и рабочих отношениях. В процессе обработки, материалы группировались в категории, субкатегории и аспекты. В результате, исследователям удалось сформулировать 5 основных компонентов, составляющих концептуальную структуру благонадежности.


Название категории

Субкатегории и аспекты

1.

Базовые драйверы благонадежности (фундаментальные движущие силы)

  • Моральный компас. Из материалов интервью было видно, что благонадежность подразумевает интернализированную (усвоенную) систему ценностей и принципов, служащих нормой и стандартами, по которым живет человек, и которыми он руководствуется во всех своих делах. То есть, благонадежность обусловлена наличием морального компаса у человека. То есть, тем фактом, что он имеет и живет в соответствии с системой ценностей и принципов.
  • Внутреннее побуждение (драйв). Все респонденты отличались стремлением к развитию, достижениям и готовностью трудиться ради этого, наряду с желанием иметь осмысленную, содержательную и целенаправленную жизнь.

2.

Аутентичность

  • На внутриличностном уровне, благонадежность предполагает верность своему моральному компасу и своим внутренним побуждениям при принятии решений. Верность самому себе.
  • На межличностном уровне, аутентичность выражается в способности выражать свои внутренние обязательства, интересы и ценности, честно и открыто показывать «кто я такой и чего хочу», правдиво и без притворства.

3.

Функции благонадежности

  • Когнитивные функции

 

А. Моральный интеллект. Способность отличить «плохое» от «хорошего», основанная на знании и понимании общепринятых норм и их значимости, наряду со способностью применить их в каждой конкретной ситуации.

Б. Адекватная самооценка. Для того, чтобы быть честным с самим собой, требуется осознание себя и своих возможностей. Благонадежность обязательно сопряжена со способностью оценить себя и сопоставить свое поведение с моральными нормами и ценностями.

  • Аффективные функции

 

А. Совесть.Функция оценки и сопоставления собственного поведения с моральным компасом, вызывающая негативные ощущения в случае несоответствия поведения собственным принципам и ценностям.

Б. Чувство собственного достоинства.Благонадежность предусматривает положительное отношение к себе, принятие себя таким как есть, осознавая, как свои достоинства, так и недостатки.

4.

Компетенции благонадежности

  • Самомотивация и драйв – внутреннее стремление ставить цели и прилагать усилия (=тяжело трудиться) для их достижения, непреложность в выполнении свои обязанностей, соблюдение высоких стандартов и тремление даже превзойти их в работе.
  • Моральная смелость и ассертивность– смелость бороться и защищать свои принципы и ценности и не скрывать их от других, будучи способным озвучить их публично. Сюда также входит смелость быть честным с собой в процессе самоосознания и рефлексии.
  • Честность – правдивость перед самим собой и перед другими в том, что касается собственных намерений и возможностей. Честность выражается в прозрачной и открытой коммуникации и проактивном обмене информацией.
  • Непротиворечивость – последовательность в том, чтобы жить в соответствии со своими ценностями и принципами и одинаково себя проявлять в различных жизненных ситуациях. Предсказуемость.
  • Преданность – непоколебимость в претворении в жизнь своих обязательств, будь то по отношению к себе или к другим, несмотря на трудности или препятствия.
  • Трудолюбие – усердное и старательное выполнение своей работы, упорство и прилежность в характере.
  • Самодисциплина – дисциплинированность в соблюдении этических норм, а также в реализации своего долга. Дисциплина действовать в рамках своего морального компаса, в соответствии с принятыми правилами и принципами, подчиняясь своим обязательствам по отношению к себе и другим.
  • Ответственность – принятие ответственности за свои цели и стремления, за свои недостатки и достоинства, за свой выбор и за свои действия. А также за других людей или за организацию, за их интересы, и за свою роль в отношениях с ними.
  • Надежность – обладание репутацией человека слова, преданного своим обязательствам и ответственного, в такой степени, что другие могут положиться на этого человека и на его слово.
  • Справедливость – беспристрастность и объективность в принятии решений, особенно в случаях, когда от этого решения зависят другие люди.

5.

Аспекты развития благонадежности

Исследование аспектов ее развития может быть весьма информативным при оценке благонадежности человека. Следует обратить внимание на:

  • Развитие благонадежности в контексте родительских ролевых моделей.
  • Развитие благонадежности в рамках религии.
  • Развитие благонадежности в рамках культурной и социальной среды.
  • Развитие благонадежности как следствие дисциплинирующего влияния социальных институтов.
  • Развитие благонадежности в результате индивидуального жизненного опыта, особых жизненных событий.

Благонадежность, как психологический конструкт (психологический феномен, сформулированный таким образом, чтоб его можно было измерять), имеет влияние на такие аспекты организационного поведения, как

  • лидерство
  • организационная групповая динамика (прим. всплывающее окно: сплочение команд, выработка общих мнений, норм и ценностей, влияние группы на индивидуальное поведение)
  • благополучие сотрудников
  • эффективность труда
  • удовлетворенность работой, и т. д.

Хороша только полная правда. Полуправда ничего не стоит

Цвейг С.

В Николаеве работники отдела борьбы с киберпреступностью облУМВД установили, что главный эксперт по продажам в одном из банков несанкционированно подключался к депозитным и карточным счетам клиентов.

Подробнее...