Контрпродуктивное поведение – что это?

Контрпродуктивное поведение на рабочем месте – это обобщающий термин, подразумевающий преднамеренные действия сотрудника, наносящие вред интересам, имуществу и репутации организации, а также другим ее сотрудникам и/или ее клиентам. Контрпродуктивное поведение на рабочем месте, кроме грубейших нарушений, предусмотренных уголовным и административным законодательством, также включает в себя такие проявления, как невежливое обращение с людьми, отлынивание от работы и несоблюдение рабочей дисциплины, использование рабочих средств в личных целях, сокрытие собственных ошибок и недочетов и многое другое. Порой, достаточно одного сотрудника, ведущего контрпродуктивную деятельность, чтобы уничтожить всю компанию.

Хотя большинству проявлений контрпродуктивного поведения не придается особого значения или они просто не замечаются, его последствия являются гораздо более губительными и опасными для компании, чем принято считать. По последним данным, контрпродуктивное поведение является причиной банкротства каждой третьей компании. Присвоение сотрудниками имущества компании является основной причиной убыли товарно-материальных активов организации.

Вспомним историю падения копрорации «Энрон» - сверхгиганта энергетического бизнеса – успешной и прибыльной компании, доведенной до краха внутренней коррупцией и мошенничеством. Не последнюю роль контрпродуктивное поведение сыграло в наступлении ипотечного кризиса 2007-го года в США, когда было выдано нерациональное количество субстандартных ипотечных кредитов – кредитов с высоким уровнем риска заемщикам, не имеющим возможности в будущем платить по обязательствам.

Новый сотрудник, профессионально высококлассный, но неблагонадежный, может существенно повлиять на культуру организации и повести по наклонной весь отдел/подразделение/рабочую единицу. Работники, которые являются объектами контрпродуктивного поведения других сотрудников, более склонны к тому, чтоб уволиться с работы, испытывают больше стресса, их продуктивность, а также их мотивация, снижается, тратится впустую их рабочее время (O'Leary-Kellyetal., 1996), наносится вред их благополучию, самооценке, они испытывают страх и неуверенность на работе, а также психологический дискомфорт и проблемы со здоровьем (Griffinelal., 1998).

С учетом того, какой огромный вред этически неблагополучный человек может нанести, становится очевидным, что оценка этических качеств в процессе отбора персонала является жизненно важной для успеха организации.

Хороша только полная правда. Полуправда ничего не стоит

Цвейг С.

В Николаеве работники отдела борьбы с киберпреступностью облУМВД установили, что главный эксперт по продажам в одном из банков несанкционированно подключался к депозитным и карточным счетам клиентов.

Подробнее...